Понедельник, 20.05.2024, 22:36Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 223

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Программа дополнительного образования (продолжение)
11. Социально-этологическое биоразнообразие. (2 год - 8 (2) ч.) История развития знаний о поведении животных. Этология как научная область исследования поведения животных. Методы этологических исследований. Многообразие типов социальной жизни животных: агрегация, семья, стадо и др. Инстинктивное поведение и научение животных. Ритуализация поведения. Связь врожденного и приобретенного компонентов поведения. Связь поведения и уровня развития нервной системы. Явление подражания и его роль в поведении животных. Исследовательское поведение. Забота о потомстве. Роль импринтинга (запечатление). Реакция следования. Дрессировка как модель формирования приобретенного поведения (научение). Познавательное значение игровой деятельности. Формирование общения в совместных играх животных. Проявление иерархии. Иерархия как путь выживания группы. Сигнализация и согласованность действий в группе. Общение и групповое поведение животных. Виды коммуникаций (с использованием обоняния, зрения и слуха). Многообразие форм поведения животных как путь увели­чения жизнеспособности организмов и видов. Роль поведения в эволюции животного мира. Лабораторные работы
Наблюдение за поведением аквариумных рыб. Наблюдение за поведением (питание, движение) моллюсков в аквариуме. Наблюдение поведенческих реакций у лабораторных грызунов (мыши, крысы, хомяки). Наблюдение за проявлением реакций фототаксиса и хемотаксиса на примере эвглены зеленой.
 
12. Происхождение и развитие вида Человек разумный (антропогенез). (2 год - 13 (3) ч., 3 год - 6 ч.) Человек как уникальный вид живой природы. История развития взглядов на происхождение человека. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Доказательство родства человека и обезьян. Эволюция приматов (понгид). Эволюция гоминид. Этапы эволюции человека. Палеонтологические доказательства эволю­ционного происхождения человека. Древние и современные люди. Становление человека как биосоциального существа. Расы современного человека, их происхождение и родство. Расселение людей по земному шару. Механизмы образования многообразия рас. География человеческих рас. Концепции моноцентрического и полицентрического происхождения рас. Целостность вида Человек разумный. Биологические и социальные свойства современного человека. Образ жизни человека — основной фактор здоровья. Природно-климатические факторы и здоровье человека. Влияние факторов внешней среды на генетический аппарат человека. Здоровье человека и безопасность жизни. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. Болезни — следствие нездорового образа жизни. Эндемичные заболевания человека. Роль трудовой деятельности и творчества в жизни человека. Рациональная организация труда и отдыха. Биологический возраст человека. Возможности увеличения продолжительности здоровой жизни. Популяционное здоровье людей. Особенности демографии населения в зависимости от природных и социальных факторов. Экологическая напряженность и генофонд человека.
 
13. Биоразнообразие и проблема устойчивого развития биосферы. (2 год - 8 (3) ч., 3 год - 10 (3)ч. Человек как житель биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Актуальность проблемы сохранения многообразия органического мира. Биологическое разнообразие -- большая цен­ность по экологическим, генетическим, социальным, экономическим, научным, образовательным, медицинским, культурным, рекреационным и эстетическим параметрам. Важность биоразнообразия для удовлетворения потребностей населения в продовольствии и других нужд. Сохранение биологического многообразия — фактор, определяющий устойчивость систем жизнеобеспечения и развития биосферы. Биологическое разнообразие — важный фактор среды жизни человека.
 
 14. Заключение. Взаимосвязи общества и природы. (2 год - 2 (1) ч, 3 год – 2ч. Глобальные изменения в природе под влиянием человека. Роль биологического разнообразия в сохранении равновесия в биосфере.
 
II. Планирование исследовательской и проектной деятельности
 
Преподаватель предлагает темы для изучения, которые имеет в своем арсенале, либо дети начинают исследование интересующего их материала. Преподаватель на первых индивидуальных занятиях рассказывает обучающимся о порядке проведения исследования, помогает с постановкой цели и задач исследования. Затем осуществляется поиск информации по этому вопросу, которая подробно изучается и формулируется гипотеза. Впоследствии выстраивание методика исследования, после предварительного поиска авторской методики. Возможно использование нескольких методик исследования. Обучающиеся проводят исследование в соответствии с выбранной методикой, и фиксирует результаты работы. Преподаватель сопровождает и направляет юного исследователя, помогает ему оформить результаты и выводы. В завершении работы корректируется текст работы в соответствии с требованиями к научной работе и оформляется мультимедийная презентация. Приоритетные направления исследовательской деятельности: экология растений и животных своего региона, здоровье человека, экологические проблемы газодобывающего региона. Темы исследований и проектов: § Водород – чистая энергия; § Действие ксенобионтов на активность амилазы слюны; § Адаптация органов дыхания к холодному воздуху; § Действие лишайников на дрожжевые грибы; § Школьный мониторинг реакционной нагрузки на городской парк; § Действие магнитных бурь на состояние здоровья человека; § Расположение комнатных растений в кабинете биологии; § Причины возникновения заболеваний мочеполовой системы домашней кошки; § Изучение условных и безусловных рефлексов домашних животных; § Влияние музыки на растения; § Рациональное меню; § Действие фитонцидов на уровень простудных заболеваний; § Влияние качества жизни детей на их психоэмоциональное состояние и здоровье; § Кислотность растительного масла; § Вода – носитель информации; § Тургорное давление в растительной клетки; § Плазмолиз и деплазмолиз в различных клетках. § Влияние консервантов на различные системы органов человека. § Адаптация организма человека к условиям Крайнего Севера. Время на проведение работы отводится индивидуально в зависимости от длительности наблюдений, глубины изучаемого материала. Работу необходимо планировать так, что бы была возможность представить ее на конференцию или конкурс для поддержания интереса у ребенка и выявления уровня и качества проведенной им работы. Например: «Участие лишайников в сложении растительных ассоциаций г. Надыма и Надымского района» Предмет: биология, экология, химия, география, картография; Продолжительность: 1год 10 месяцев (долгосрочное); Цель исследования: выявить состояние лихенофлоры в Надымском районе. Задачи: определить видовой состав лишайников в Надымском районе и составить конспект лихенофлоры; выявить участие лихенофлоры в различных растительных ассоциациях; провести сравнительный анализ ассоциации городского парка и такой же лесной ассоциации; изучить степень загрязнения воздуха с помощью метода лихеноиндикации; создать коллекцию лишайников для работы на уроках в 7, 9 и 11 классах. Работа идет по следующим направлениям: Изучение литературы по морфологии, анатомии и определению видового состава лишайников. Поиск информации об исследованиях лихенофлоры в данном районе. Подбор данных о географическом положении района Поиск методик определения видов, анализа кислотности осадков, содержание сульфат ионов в них, метода лихеноиндикации. Анализ участия определенных нами видов в найденных ассоциациях. Анализ видового состава в городе и лесной ассоциации. Определение состояния загрязнения с использованием метода лихеноиндикации. Оформление работы и наглядного материала. Подведение итогов. Формулирование выводов. Презентация работы на «Дне науке», «Международной юношеской конференции «Биос-2006».
 
Список литературы, сайтов и электронных пособий для обучающихся: 1. Биология « Человек и его здоровье» Библиотека 1 сентября М.,2005; 2. Беляев Д.К. «Общая биология10-11 класс» М.: Просвещение, 2006; 3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» т. 1-3 М.: Мир, 2005; 4. Захаров В.Б. «Общая биология10-11 класс» М.: Дрофа, 2002; 5. Занимательные факты по биологии Волгоград: Учитель, 2006; 6. Захаров В.Б. Мамонтов С.Г. «Общая биология» Учебник М.: Дрофа, 2000; 7. Красная книга ЯНАО; 8. Мамонтов Д. И. Полный интерактивный курс для уч-ся лицеев, гимназий, студентов вузов «Открытая биология»; 9. Рувинский А.О. «Общая биология» М.: Просвещение, 1999; 10. Резанова Е.А., Антонова И.П. «Биология в схемах и таблицах» М.: Издат - Школа, 2000; 11. Тесты для поступающих в вуз Омский гос. университет, 2004; 12. Универсальное учебное пособие «Биология» М.: «АСТ – пресс» 2000; 13. Энциклопедия для детей Биология М.:Аванта+,2000; 14. Энциклопедия для детей Экология М.: Аванта+,2000; 15. Электронное пособие «Лабораторный практикум» Республиканский медиацентр, 2004; 16. Сайт Всероссийских чтений им. Вернадского: www.vernadsky.ru; 17. Сайт исследовательской деятельности учащихся: www.redu.ru; 18. Сайт фестиваля «Портфолио»: http://portfolio.1september.ru; 19. Образовательный портал Биология http://uchebabio.ru; 20. Учебно- методические видеофильмы для учителя и педагогов дополнительного образования «Экологические исследования школьников» 4 части Ассоциация «Экосистема» Московский полевой центр, 2007; 21. Электронный сборник исследовательских работ XV и XIV Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского, 2007 и 2008 гг.; Список литературы для учителя: 1. Биология « Человек и его здоровье» Библиотека 1 сентября М.,2005; 2. Биология «Экология» Библиотека 1 сентября М.:2005; 3. Галева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии М.:»5 за знания»,2006; 4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» т. 1-3 М.: Мир, 2005; 5. Губанов И.А., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель высших растений средней полосы России М.: Просвещение, 1981; 6. Журнал «Исследовательская работа школьников» М.: «Народное образование», 2006 № 2; 7. Занимательные факты по биологии Волгоград: Учитель, 2006; 8. Мамонтов Д. И. Полный интерактивный курс для уч-ся лицеев, гимназий, студентов вузов «Открытая биология»; 9. Рувинский А.О. «Общая биология» М.: Просвещение, 1999; 10. Резанова Е.А., Антонова И.П. «Биология в схемах и таблицах» М.: Издат - Школа, 2000; 11. Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека М.: Мир, 2004; 12. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельности учащихся по химии М.:Глобус, 2007; 13. Сборник методических материалов// Методы экологических исследований / Эколого - просветительский центр «Заповедники». М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006; 14. Универсальное учебное пособие «Биология» М.: «АСТ – пресс» 2000; 15. Учебно- методические видеофильмы для учителя и педагогов дополнительного образования «Экологические исследования школьников» 4 части Ассоциация «Экосистема» Московский полевой центр, 2007; 16. Фадеева Г.А. Экология и химия Волгоград: Учитель, 2003. 17. Электронное пособие «Лабораторный практикум» Республиканский медиацентр, 2004; 18. Сайт Всероссийских чтений им. Вернадского: www.vernadsky.ru 19. Сайт исследовательской деятельности учащихся: www.redu.ru 20. Сайт фестиваля «Портфолио»: http://portfolio.1september.ru 21. Электронный сборник исследовательских работ XV и XIV Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского, 2007 и 2008 гг.;
 Программа индивидуальных консультаций на 2007-2008 уч.г.(подготовки творческого проекта, исследования).
 №Содержание мероприятийФИО учащегосяКлассПланируемый результат
1Работа над исследованием «Влияние классической и рок – музыки на рост и развитие фиалки узумбарской Николаева Анастасия 9Участие в научно- практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровня
2 Работа над исследованием «Влияние качества и условий жизни семьи на здоровье детей коренной национальности и мигрантов, проживающих на Крайнем Севере.» Мухтарова Танчулпан 11Участие в научно- практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровня
3Работа над исследовательским проектом «Фитомодуль учебного кабинета» Гаар Кристина 9Участие в научно- практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровня
4Работа над исследованием «Кислотность растительного масла различных производителей» Фоменко Маргарита 9Участие в научно- практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровня в следующем 2007-2008 уч. году
5Работа над исследованием «Тургорное давление в клетках растений» Зосименко Марина 9Участие в научно- практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровня
6Работа над исследованием напочвенного покрова Надымского района и влияния на него антропогенных факторов Глодан Анна 9Участие в научно- практических конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровня
Итого: 87 часов на работу с источниками информации оформление работ на конкурсы, отсылка электронной почты; (Итого сопровождение поиска и обработки информации 14,,5 часов на каждого обучающегося); 96 часов индивидуальные консультации. (Итого индивидуальные консультации с каждым обучающимся 16 часов).
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz